филиал ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Адмиралы

ПЁТР I ВЕЛИКИЙ

ПЁТР I ВЕЛИКИЙ

Пётр I Алексеевич, прозванный Вели́ким (30 мая (9 июня) 1672 года – 28 января (8 февраля) 1725 года) – последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).

С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одной из заслуг Петра стало расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.
Интерес Петра I к морскому делу возник в 1688 году, когда 16-летний царевич нашел в селе Измайлово брошенный ботик, ранее при-везенный в подарок его отцу из Англии. Ботик отремонтировали и Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места – Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро, где постепенно росло мастерство царевича в управлении судном. В дальнейшем для потех царевича было построено несколько судов и в 1692 году Переяславскому озеру ходили два малых фрегата и три яхты.

Став московским царем, летом 1693 года Петр Алексеевич основал в Архангельске первую государственную верфь – Соломбальскую, где сразу заложили 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел», а затем для усилия флота приобрели в Голландии еще два судна. Посетив в мае следующего года Архангельск, Петр I лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывшие из Голландии фрегаты «Святое пророчество» и «Святой Петр». Из солдат Семеновского и Преображенского полков были сформированы команды и три корабля вышли в Англию для ведения торговли.

Иным направлением движения России к морю стало южное: в феврале 1695 года русские войска начали поход к Черному морю и осадили турецкую крепость Азов в устье Дона. Однако овладеть крепостью не удалось, поскольку турки подвозили припасы морем, противодействовать чему русские не могли. В течении последующего года в Воронеже и других городах было построено два 36-пушечных корабля, 24 галеры и несколько вспомогательных судов. Азов пал, Россия получила выход к Черному морю.

В результате Азовские походы на практике показали важность флота для ведения войны. Взятие Азова стало только первым шагом на трудном и долгом пути. Война с Османской империей продолжалась. Флот и армия Турции, Крымское ханство по-прежнему представляли значительную угрозу южным рубежам России. Чтобы противостоять мощному врагу, сохранить выход в море и добиться заключения выгодного мира, необходим был сильный постоянный флот. Понимая это 20 октября 1696 года Петр издает указ – «Морским судам быть…», утверждая обширную программу военного кораблестроения.

Для строительства кораблей были созданы «кумпанства» (компании). По первоначальной программе планировали построить 52 корабля: 19 кораблей – светские землевладельцы, 19 кораблей – духовенство и 14 кораблей – купечество. Кумпанства должны были самостоятельно организовать весь комплекс подготовительных и строительных работ, включая содержание рабочих и мастеров, покупку всех материалов, оружия. Для устройства верфей были выделены места в Воронеже, Струпинской пристани, в ряде поселений по реке Воронеж и Дон. Четвертым строителем флота выступила казна. Адмиралтейство должно было построить 6 кораблей и 40 бригантин, но затем эту норму дважды повышали, так что в итоге ему пришлось супить на воду 16 кораблей и 60 бригантин. Впрочем, правительство повышало нормы и частным кум-панствам, в 1698 году их обязали построить еще 6 кораблей.

С весны 1697 года кораблестроительные работы шли полным ходом. В Воронеж и другие населенные пункты, где были созданы верфи, стекались тысячи людей. Как только на воду спускали один корабль, сразу же закладывали другой. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25-40 орудиями на борту. Воронеж стал настоящей «колыбелью» петровского флота. С каждым годов темпы росли, и к 1699 году постройка большинства кораблей была завершена Летом 1699 года из Азова в Таганрог пришли русские корабли «Скорпион», «Растворенные ворота», «Сила», «Крепость», «Благое со-единение» и несколько галер. 4 августа «морской караван» генерал-адмирала Ф. А. Головина снялся с якоря. Начался первый поход Азовского флота. Всего было отправлено 10 больших кораблей – «Скорпион», «Благое начало», «Цвет войны», «Растворенные врата», «Апостол Петр», «Сила», «Безбоязнь», «Соединение», «Меркурий» и «Крепость», и сопровождавшие их галеры. Через несколько дней русский отряд достиг Керчи, где встретился с турецкой эскадрой. 8 сентября 1699 года «Крепость» с русским посланником на борту прибыла в Стамбул. Появление русского флота в Азовском и Черном морях стало одним из факторов, который заставил Турция заключить мир с Россией. Мирный договор был подписан в июле 1700 года.

Основная нацеленность интересов русского государя была на Балтике, где господствовал сильный шведский флот. Начав войну, в 1703 году Петр I основал город в устье Невы, ставший впоследствии Санкт-Петербургом, будущей столицей и центром кораблестроения России.

Значимым событием начала XVIII века в российской истории стало создание Балтийского флота, днем основания которого считается 18 мая 1703 года. В этот день под русские корабли командованием Петра I одержали первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных корабля. Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает». В этом же году был построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт» и заложена передовая крепость Кронштадт. С 1704 года началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России.

Создание военно-морского флота требовало наличие специально подготовленных людей – моряков и кораблестроителей. Среди поступивших на русскую службу иностранных моряков и кораблестроителей были десятки высококвалифицированных и честных специалистов, многие из которых стали считать Россию своей второй родиной и отдавали все свои силы для возвеличивания ее морской мощи. Именно они были первыми учителями и наставниками многих видных отечественных кораблестроителей. В эти же годы для обучения офицерских кадров в страны Западной Европы было отправлено 150 молодых русских дворян. В 1701 году в Москве была создана «Школа математических и навигацких наук», полтора десятилетия спустя переведенная в Санкт-Петербург.

Первая морская победа в истории России была одержана Балтийским флотом 9 августа 1714 года у мыса Гангут. Пользуясь безветрием и применив тактическую смекалку, русский гребной флот атаковал передовой отряд из 10 шведских парусных кораблей и после жесткого боя разгромил его, захватив в плен фрегат «Элефант». В современности 9 августа является днем Российской воинской славы Четвертого июня 1719 года отряд русских кораблей в морском бою у о-ва Эзель разгромил отряд шведских кораблей, захватив в плен 52-пушечный корабль «Вахмейстер», 32-пушечный фрегат «Карлус-Кронвапен» и 12-пушечная бригантина «Бернгардус», 376 рядовых чинов, 11 офицеров, в том числе капитан-командор А. Врангель. Неприятель потерял 50 человек убитыми и 14 ранеными. Русский флот потерял 3 офицеров и 6 матросов, 9 человек было ранено. Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, которая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр I назвал этот бой «добрым почином».

Седьмого августа 1720 года отряд русских кораблей в составе 61 галеры и 29 лодок был атакован флотом шведов, имевшим 156 орудий. Русский отряд стал поспешно отступать на мелководье, куда и пошли и преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата, после чего оставшаяся часть шведского флота отступила. Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила заключение Ништадского мира.

В 1725 году, в год смерти Петра I, русский военно-морской флот имел 130 парусных кораблей, включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 253 галеры. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Петербурге и Астрахани.

Морское наследие Петра Великого грандиозно. Он оставил после себя регулярный военно-морской флот, систему морского образования и кадровый состав, который продолжает его дело до сих пор. Трудами Петра Великого в России впервые было создано морское судостроение. Заботами первого русского императора была основана морская торговля с зарубежными странами.

Память о Петре Великом постоянно сохранялась его потомками. И в современности его образ незримо присутствует в старейшем военно-морском учебном заведении – Корпусе Петра Великого, закреплен золотыми буквами на борту самого мощного боевого корабля России – тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».


Спиридов

АПРАКСИН ФЁДОР МАТВЕЕВИЧ

Фёдор Матвееевич Апраксин (27 ноября (7 декабря) 1661 — 10 (21) ноября 1728, Москва) — один из создателей Армейского флота и Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал (1708), первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор (с 15.12.1717).

Фёдор Матвееевич Апраксин Участвовал в создании потешных петровских полков. Одним из первых в России стал генерал-адмиралом. В 1693—1696 гг. с назначением двинским и архангельским воеводой положил начало строительству русских судов.

С 1696 г. ему поручается руководство постройкой судов в Воронеже. 18 февраля 1700 г. он назначается главой Адмиралтейского приказа.

С 1706 г. становится во главе Оружейного и Ямского приказов и Монетного двора, а в 1707 г. назначен президентом Адмиралтейства и произведен в адмиралы. В 1708 г. произведен Главнокомандующим русских войск в Ингерманландии. С этого года и по 1719 г. под его руководством войска и флот одерживают ряд убедительных побед над шведами.

В 1719 г. Петр 1 назначает Апраксина губернатором Эстляндии. Во время Каспийского похода 1722-1723 гг. он возглавляет Каспийскую флотилию, по возвращении в Петербург командует Балтийским флотом.

 
 


Спиридов

СПИРИДОВ ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ

Григорий Андрееевич Спиридов (18 [29] января 1713, Выборг – 8 [19] апреля 1790, Москва) – российский полный адмирал (1769 год). Начав карьеру в русском флоте в 1723 году, стал морским офицером в 1733-м. Участник Русско-турецкой войны (1735-1739), Семилетней войны (1756-1763), Русско-турецкой войны (1768-1774). Прославился разгромом турецкого флота в ходе Чесменского сражения.

Предки Спиридонова были воеводами в городах Переславле-Залесском и Ростове Ярославском. Родился в старинной обедневшей дворянской семье майора-преображенца, служившего комендантом Выборга. В малолетстве некоторое время с матерью и двумя братьями — старшим и младшим — проживал в деревне у дяди под Угличем. В десятилетнем возрасте подростка отдали на Балтийский флот. Получив хорошую морскую практику в пяти кампаниях на кораблях Балтийского флота, Г.А.Спиридов в 1728 году поступил в Морскую Академию. Будучи молодым офицером, неоднократно участвовал в плавании вокруг Скандинавии из Архангельска в Кронштадт. Боевое крещение получил, участвуя в походе эскадры из Кронштадта и в последующей осаде Данцига (1734 г.), а затем в ходе русско-турецкой войны 1735-1739 годов. Позднее на Балтике в звании капитана 3 ранга командовал фрегатом.

В 1755 году направлен на преподавательскую работу в Морской шляхетский кадетский корпус (созданный на базе расформированной Морской Академии). Участник Семилетней войны, командир 100-пушечного линейного корабля «Святой Дмитрий Ростовский», затем командир 80-пушечного линейного корабля «Андрея Первозванный». За отличие произведен в контр-адмиралы (1762 г.), командовал авангардом эскадры, а затем Ревельской эскадрой. В 1763 году – главный командир Кронштадтского порта, с 1764 году – Ревельского, а с 1766 года — вновь Кронштадтского портов.

За заслуги в деле возрождения российского флота Спиридов присвоено звание вице-адмирала (1764 г.). Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал одним из руководителей Первой Архипелагской экспедиции русского флота. В ночь на 26 июня 1770 года осуществлял фактическое руководство Чесменским боем. Сын адмирала, Алексей Григорьевич Спиридов, был направлен в Санкт-Петербург с известием о победе. В 1771-1773 годах командовал эскадрами, блокирующими Дарданеллы и оприрующими «в Архипелажском море». В июне 1773 году написал Екатерине II прошение об отставке, которую мотивировал тяжелым состоянием здоровья. Участник трех войн. Кавалер орденов Святого Андрея Первозванного (за Чесму), Александра Невского и Анны I степени. Разработал и применил жесткую форму ближней блокады проливной зоны в сочетании с ударами по береговым крепостям и перехватом коммуникаций противника.

Выйдя в отставку, поселился в селе Нагорье под Переславлем, которое в качестве императорской награды за Чесменскую баталию получил «… в вечное и потомственное владение…» в 1770 году в числе 16 селений. В 1785-1787 годах в Нагорье построил на свои деньги церковь Преображения, где и был погребен.


Чичагов

ЧИЧАГОВ ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Василий Яковлевич Чичагов (28 февраля (11 марта) 1726 — 4 (16) апреля 1809, Санкт-Петербург) – русский флотоводец екатерининской эпохи, носивший с 1782 года чин адмирала. Отец адмирала Павла Чичагова.

Именем адмирала названы острова́ Чичагова — группа из двух островов в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Происходил из дворянского рода Чичаговых. Учился первоначально в Школе навигацких наук, после чего получил дополнительное образование в Великобритании на королевском флоте. Обучение завершил в 1742 году, после чего с 16-ти лет поступил на службу в российский флот.

В 1764 году был назначен помощником главного командира Архангельского порта. Находясь на этой должности, дважды — в 1765 и 1766 годах — отправлялся в «секретные экспедиции» на трёх кораблях из порта Кола к Камчатке и Северной Америке, имевшими целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку», где предполагалась его встреча с отрядом П. К. Креницына. Однако, из-за тяжёлых льдов эти экспедиции достигали лишь 80° 26’ северной широты к северо-западу от Шпицбергена в первый раз и 80° 30’ северной широты во второй, после чего вынуждены были возвратиться в Архангельск.

Впоследствии Чичагов занимал пост главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. Во время Русско-турецкой войны в 1772-1774 годах Чичагов командовал одним из отрядов «Донской флотилии», которая обороняла Керченский пролив. В 1782 году получил звание адмирала.

После смерти адмирала С. К. Грейга, Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.

С именем Чичагова связан известный исторический анекдот, согласно которому во время аудиенции у Екатерины II адмирал, рассказывая о выигранном сражении, так увлекся, что, позабыв об этике и правилах приличия, начал обильно материться, ругая шведов. Опомнившись, Чичагов смутился и принялся просить прощения, но Екатерина тактично сделала вид, что не поняла непристойных выражений, сказав: «Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею».
В 1793 году назначен командующим экспедиционным флотом (25 линейных кораблей, 7 фрегатов и нескольких мелких судов), предназначенным для участия, совместно с британским флотом, в блокаде побережья революционной Франции. 30 июня флот Чичагова вышел из Ревеля и направился к берегам Британии, где стал на якоре у острова Мэн. 13 июля в Северное море, для участия в блокаде, была отправлена эскадра адмирала Круза (9 линейных кораблей и 3 фрегата). Эскадра Круза участвовала в блокаде около двух недель, 14 августа у острова Борнхольм она соединяется с остальным флотом Чичагова, который в это время возвращался в Россию. 20 августа флот вернулся в Ревель.

Вышел в отставку в 1797 году. Умер 4 апреля 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Надпись на надгробном памятнике, сочинённая лично Екатериной II, гласит: «С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил.».


УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ

УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ

Фёдор Фёдорович Ушако́в (13 (24) февраля 1745(1) – 2 (14) октября 1817) – русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790-1798); командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798-1800), адмирал (1799), знаменитый на всём Востоке непобедимый «Ушак-паша». По его собственным словам, не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Ушаков одержал победу в пяти крупных морских сражениях и не потерпел ни единого поражения. В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Ф.Ф. Ушаков окончил Морской кадетский корпус, служил на Балтийском флоте, в составе Донской (Азовской) флотилии участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Был назначен командиром 16-пушечного корабля «Модон», одного из самых крупных в Азовской флотилии. С 1775 г. Ушаков командовал фрегатом. В 1780 г. он был назначен командиром императорской яхты, но вскоре отказался от придворной карьеры. И в 1780-1782 гг. командовал линейным кораблем «Виктор», который охранял в Средиземном море русские торговые суда от пиратских действий английского флота. С 1783 г. на Черноморском флоте наблюдал за постройкой кораблей в Херсоне, участвовал в строительстве главной базы в Севастополе. В начале русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Ф.Ф. Ушаков командовал линейным кораблем «Св. Павел».

В бою у о. Фидониси (1788), командуя авангардом эскадры, Ушаков нанес поражение превосходящим силам турок и в 1789 г. был произведен в контр-адмиралы. В марте 1790 г. светлейший князь Потемкин-Таврический назначил его командиром Черноморского флота. С этого момента началось подлинное боевое становление этого флота, стали закладываться его славные боевые традиции.

Командуя Черноморским флотом, Ушаков одержал блестящие победы над турецким флотом в керченском морском сражении, у о. Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791), прибегнув к созданной им новой маневренной тактике, принципиально отличавшейся от принятой в то время линейной тактики. Ее основными чертами были применение единых походно-боевых порядков, решительное сближение с противником на короткую дистанцию без перестроения боевого порядка, сосредоточение основных усилий против флагманских кораблей противника, выделение резерва («эскадры кайзер-флага»), сочетание прицельного артиллерийского огня и маневра, преследование противника до полного его уничтожения или взятия в плен. Придавая большое значение морской и огневой выучке личного состава, Ушаков был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных.
В 1793 г. Федор Федорович Ушаков произведен в вице-адмиралы. Во время средиземноморского похода 1798-1800 гг. он снова проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат, особенно при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Ушаков продемонстрировал образцы организации взаимодействия армии и флота при овладении Ионическими островами и особенно о. Корфу, при освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В 1800 г. эскадра Ушакова вернулась в Севастополь.

Заслуги Ушакова не были оценены Александром I, который назначил его на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Петербурге. В 1807 г. Ушаков ушел в отставку и уехал в свое имение на Тамбовщину. На послание императора, пожелавшего узнать об истинных причинах его увольнения со службы, адмирал ответил: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья Богу известны – да будет воля его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благословением». Во время Отечественной войны 1812 г. Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности. Умер в своем имении и похоронен в Синаксарском монастыре близ г. Темников.


СЕНЯВИН

СЕНЯВИН ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Дмитрий Николаевич Сеня́вин (6 (17) августа 1763 – 5 (17) апреля 1831) – русский флотоводец, адмирал, после 1825 года командовавший Балтийским флотом. В 1807 году, возглавляя Вторую Архипелагскую экспедицию русского флота, одержал над турками победы в Афонском сражении и при Дарданеллах.

Дмитрий Николаевич Сенявин родился в деревне Комлево Боровского уезда Калужской губернии. Его отцом был вице-адмирал Николай Сенявин. В десятилетнем возрасте Дмитрий был записан в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, через четыре года получил чин гардемарина. Участвовал в двух учебных плаваниях по Балтийскому морю.
Блестяще сдав экзамены на офицерское звание, 1 мая 1780 года Дмитрий Сенявин был произведен в мичманы и назначен на корабль «Князь Владимир». В 1782 году переведен на Азовскую флотилию, где служил на корвете «Хотин». На следующий год был произведен в лейтенанты и назначен флаг-офицером при контр-адмирале Фоме Мекензи. Принимал участие в руководстве работами по возведению Ахтиарского порта в Севастополе.

За время русско-турецкой войны 1787-1792 годов командовал несколькими кораблями, участвовал в битве у мыса Калиакрия и осаде Варны. Награжден орденом святого Георгия 4-й степени, закончил войну в звании капитана первого ранга.

Когда Россия участвовала в войнах Второй антинаполеоновской коалиции (1798-1802) Дмитрий Сенявин был назначен командиром 72-пушечного линейного корабля «Святой Петр» в составе средиземноморской эскадры Федора Ушакова. Возглавлял штурм крепости Святого Мавра, участвовал во взятии Корфу. После возвращения был назначен командиром Херсонсого, затем Севастопольского портов. В 1804 году получил звание контр-адмирала, еще год спустя – вице-адмирала.

После возобновления войны с Францией в 1805 году Сенявин возглавил Адриатическую экспедицию балтийской эскадры. Прибыв к Ионическим островам, он организовал их оборону, нарушил коммуникации противника в Адриатическом море, при поддержке черногорского ополчения овладел опорными пунктами французов в Черногории и Далмации. 19 сентября 1806 года взял штурмом порт Кастельнуово (современный Херцег-Нови в Черногории). После начала войны с Турцией, оставив часть сил для защиты Ионических островов, отправился с эскадрой в Эгейское море, где успешно блокировал Дарданеллы и одержал победы в двух крупных сражениях.

Военные действия эскадры в Эгейском море продолжались до августа 1807 года и прекратились в связи с начавшимися переговорами в Тильзите, которые повлекли за собой перемирие с Турцией. Сенявину было предписано возвращаться в Россию. Эскадра отправилась в Балтийское море через Гибралтар. Штормовая погода и необходимость пополнения запасов вынудили Сенявина зайти в порт Лиссабона. В это время он был оккупирован французами, а выход из порта блокировала английская эскадра. Русские моряки оказались запертыми в бухте.

Наполеон после заключения Тильзитского мира намеревался использовать русскую эскадру в боевых действиях. Однако Сенявин, несмотря на уговоры командующего французской армией Жюно, сохранял нейтралитет, что позволило ему сберечь эскадру. По договоренности с английским адмиралом Коттоном русские корабли отводились в Портсмут, но не считались пленными, а русским морякам разрешено было вернуться на родину.

Александр I посчитал действия Сенявина самоуправством и перевел его на должность командира Ревельского порта.

Во время Отечественной войны 1812 года Дмитрий Сенявин получил отказ от императора на просьбу о зачислении в действующую армию. В апреле 1813 года был уволен в отставку.

Возвращен на службу он был только в 1825 году в связи с угрозой новой войны с Османской империей. И сразу был назначен командующим Балтийским флотом.
В 1826 году произведен в адмиралы. В 1830 году вышел в отставку по болезни.

Умер Дмитрий Сенявин в Санкт-Петербурге 17 апреля 1831 года.


КРУЗЕНШТЕРН ИВАН ФЕДОРОВИЧ

КРУЗЕНШТЕРН ИВАН ФЕДОРОВИЧ

Иван Фёдорович Крузенштерн, Адам Иоганн фон Крузенштерн (нем. Adam Johann von Krusenstern;8 (19) ноября 1770 – 12 (24) августа 1846) – русский мореплаватель, возглавлявший в 1803-1806 годах первое русское кругосветное плавание. Адмирал (1841), состоящий при особе Его Императорского величества (1842).
Иван Крузенштерн родился 19 ноября 1770 года в городе Рапель, Эстония. Воспитывался в дворянской семье немецкого судьи. Учился в Кронштадте, где окончил морской кадетский корпус. После чего воевал со шведами в составе российского флота. В 1793 году уехал в Англию, чтобы продолжить изучать морское дело. На стороне английского флота бился с французами у северных берегов Америки. Далее исследовал Бермудские острова, Бенгальский залив. Крузенштерн хотел найти торговый путь для России в Ост-Индию.

Сборы первой русской кругосветной экспедиции, организатором которой являлся Крузенштерн, начались в 1802 году. Экспедиция состояла из двух кораблей «Надежда» и «Нева» и отплыла из Кронштадта в 1803 году. Кругосветка продлилась три года и прошла через Атлантический, Тихий океаны, Камчатку, Сахалин. В плаваниях Ивана Федоровича сопровождал четвероногий друг, собака спаниель. Во время экспедиции Крузенштерном впервые выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана.

Помимо этого, мореплаватель произвел опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии. По итогам путешествия составил «Атлас Южного моря» с подробными картами и рисунками, а все результаты океанологических и этнографических исследований изложил в трехтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева».

В последующие годы Крузенштерн преподавал в морском кадетском корпусе, сначала инспектором с 1811 года, а с 1827 по 1842 год занимал должность директора. На своем посту провел ряд улучшений в заведении. Обогатил библиотеку, учредил офицерский класс, расширил список предметов. Также являлся членом-учредителем Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества, почетным членом Петербургской Академии наук.

Иван Федорович Крузенштерн скончался 24 августа 1846 года в эстонском Таллине. Похоронен великий мореплаватель и путешественник в Домском соборе Таллина


БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ

БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (нем. Fabian Gottlieb Benjamin von Bellingshausen; 9 (20) сентября 1778, остров Эзель – 13 (25) января 1852, Кронштадт) — русский мореплаватель, адмирал (1843), один из первооткрывателей Антарктиды. Действительный член Русского географического общества с 19 сентября (1 октября) 1845 года.
Фаддей Беллинсгаузен родился 20 сентября 1778 года в семье остзейских дворян в родовом имении на острове Сааремаа в Эстонии. С 11 лет учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. По окончанию обучения в 1797 году путешественник Беллинсгаузен ходил на судах Ревельской эскадры 6 лет по Балтике.

Способности Беллинсгаузена были замечены командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим его И. Ф. Крузенштерну, под руководством которого в 1803—1806 гг. Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на корабле «Надежда», составив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».
Когда Александр I в 1819 году готовился к новому кругосветному путешествию, то уже бывший командир Фаддей Фаддеевича, Крузенштерн, порекомендовал его в качестве ее руководителя. Цель экспедиции: открытие Антарктического полюса и приобретения новых познаний о земном шаре. В путешествие отправлялось 2 корабля: «Восток», который находился под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный», судно снабжения командованием М. П. Лазарева.

В ходе исследования была проведена огромная работа по океанографии, гидрографии, зоологии и физической географии. На картах с точностью были обозначены открытые архипелаги и острова. 16 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт. Путешественник 26 января 1820 года пересек Южный полярный круг. На следующий день корабли прошли от Антарктиды в 20 милях. 11 февраля корабль Восток» дал течь и Беллинсгаузен взял курс на север, прибыв в Кронштадт 5 августа 1821 года. В целом, за 751 дней плаванья экспедиция обнаружила в Атлантике и Тихом океане 29 новых островов, 1 коралловый риф и достигла Антарктики. Мореплаватели прошли 92 000 км.

Но самым важным достижением экспедиции было открытие нового материка – Антарктиды. Информация про материк, открытый Беллинсгаузеном и Лазаревым, хранится в Казанском университете. Беллинсгаузеном были сделаны и зарисовки видов Антарктики и животных, обитающих там.

Поначалу царская Россия осталась равнодушной к открытиям путешествия. Его исследовательскую работу опубликовали только спустя 10 лет, и то, малым тиражом. Интерес к Южному полюсу был возрожден через 130 лет, когда Советский Союз начал строительство первых научный станций, названных именами «Мирный» и «Восток», на честь кораблей первопроходцев.

В 1826 г. Беллинсгаузен возглавил флотилию в Средиземном море, участвовал в осаде и взятии крепости Варна во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

С 1839 г. до конца жизни (скончался 25 января 1852 г.) Беллинсгаузен был военным губернатором Кронштадта и много сделал для его укрепления и благоустройства. В 1843 г. мореплаватель получил звание адмирала.

Беллинсгаузен умер 13 (25) января 1852 года.
.


ВРАНГЕЛЬ ФЕРДИНАНД ПЕТРОВИЧ

ВРАНГЕЛЬ ФЕРДИНАНД ПЕТРОВИЧ

Барон Фердинанд Петрович Вра́нгель (Фёдор Петрович Врангель; нем. Ferdinand Friedrich Georg Ludwig von Wrangell; Фердинанд Фридрих Георг Людвиг фон Врангель; 29 декабря 1796 (9 января 1797), Псков — 25 мая (6 июня) 1870, Дерпт) – российский военный и государственный деятель, мореплаватель и полярный исследователь, адмирал (1856), управляющий Морским министерством.

Фердинанд Врангель родился 9 января 1797 года в Пскове в дворянской семье. Рано остался круглым сиротой. Родственники отдали его в Морской кадетский корпус, который он окончил в 1815 году.

В 1817-1819 годах участвовал в кругосветном плавании В.М. Головнина на шлюпе «Камчатка». В 1820-1824 годах возглавлял Колымский отряд экспедиции для поисков северных земель. Врангель установил, что к северу от Колымы и мыса Шелагского, где предполагалось существование суши, находится открытое море. Врангель совместно с Ф.Ф. Матюшкиным и П.Т. Кузьминым описал побережье Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы. По опросным данным определил положение острова в Северном Ледовитом океане, впоследствии названного его именем. Экспедиция провела ценные ледовые, геомагнитные и климатические изыскания, а также собрала сведения о природных богатствах и народах, населяющих исследованные районы. В 1825-1827 годах возглавлял русскую кругосветную экспедицию на корабле «Кроткий». В 1829-1835 годах Врангель — главный правитель русских поселений в Америке.

С 1840 по 1849 год – директор Российско-американской компании, с 1855 по 1857 год – морской министр.

В 1864 году Врангель оставил государственную службу и переехал на постоянное жительство в имение Руиль в Эстляндии. Последние шесть лет жизни провел в деревенском уединении. Изо дня в день он занимался метеорологическими наблюдениями, дневники которых сохранились в его архиве.

Врангель умер 6 июня 1870 года от разрыва сердца. Похоронен в имении Руиль.

Именем Врангеля названы залив и остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске. Написал книгу «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю…» и несколько работ о народах северо-западной Америки.


НАХИМОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

НАХИМОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

Павел Степанович Нахимов (23 июня (5 июля) 1802, сельцо Городок, Вяземский уезд, Смоленская губерния – 30 июня (12 июля) 1855, Севастополь) – русский флотоводец, адмирал (1855).

Павел Степанович Нахиимов находился на военной службе с 1818 года. Окончил Морской кадетский корпус (1818 г.). В 1818-1834 годах служил на Балтийском флоте. В 1822-1825 годах совершил кругосветное плавание вахтенным офицером на фрегате «Крейсер». Участвовал в Наваринском сражении 1827 года, командуя батареей на линейном корабле «Азов». Во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов командовал корветом «Наварин» (участвовал в блокаде Дарданелл), а с 1832 года, после возвращения в Кронштадт, – фрегатом «Паллада». В 1834 году переведён на Черноморский флот и назначен командиром линейного корабля «Силистрия», который по организации службы, боевой подготовке и маневрированию был лучшим кораблём на Чёрном море. Командующий флотом вице-адмирал М.П. Лазарев часто держал на «Силистрии» свой флаг, ставил её в пример всему флоту. В дальнейшем Нахимов командовал бригадой (с 1845 г.), дивизией (с 1852 г.) и эскадрой кораблей (с 1853 г.), которые несли боевую службу у Кавказского побережья, пресекая попытки Турции и Англии подорвать позиции России на Кавказе и Чёрном море. Военно-морское искусство Нахимова во всей полноте проявилось в Крымской войне 1853-1856 годов. Командуя эскадрой, он обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопской бухте и 18(30) ноября разгромил их в Синопском сражении 1853 года.

Во время Севастопольской обороны 1854-1855 годов, занимая должности помощника, начальника гарнизона, а затем командира порта и военного губернатора Севастополя, Нахимов умело использовал все имевшиеся в его распоряжении силы и средства для обороны города. Под его руководством затопили несколько деревянных парусных кораблей у входа в бухту, преградивших доступ в неё вражескому флоту, что значительно усилило оборону города с моря. Нахимов руководил строительством оборонительных сооружений, установкой дополнительных береговых батарей, созданием и подготовкой резервов. До этого слабо защищённый с суши город был превращён в грозную крепость, которая успешно оборонялась 11 месяцев, а её защитники отбили несколько неприятельских штурмов. Нахимов непосредственно управлял войсками при боевых действиях. Оборона Севастополя под его руководством отличалась высокой активностью. В ней широко применялись вылазки отрядов солдат и матросов, контрбатарейная и минная борьба. Сам Нахимов проявлял хладнокровие и выдержку, подавал пример мужества и бесстрашия, воодушевлял защитников города на героические подвиги, заслуженно пользуясь большим авторитетом и любовью защитников Севастополя. Во время одного из объездов передовых укреплений 28.6 (10.7) 1855 года был смертельно ранен на Малаховом кургане. Награждён орденами Белого Орла, Святого Георгия 2-й и 4-й степени, Святого Владимира 2, 3 и 4-й степени, Святой Анны 1-й и 2-й степени, Святого Станислава 1-й степени и иностранным орденом.


ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

[3(14).11.1788, г. Владимир, — 11(23).4.1851, Вена, похоронен в Севастополе], русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). Родился в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус, в 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании. В 1808—13 служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808—09 и Отечественной войне 1812. В 1813—16 на судне «Суворов» совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно, открыл атолл Суворова. Как командир судна «Мирный» и помощник начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена в 1819—21 участвовал в открытии Антарктиды и многочисленных островов. В 1822, командуя фрегатом «Крейсер», осуществил своё третье кругосветное плавание (1822—25), в котором были проведены широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др. С 1826 командовал линейным кораблём «Азов», на котором, будучи одновременно начальником штаба эскадры, совершил поход в Средиземное море в составе эскадры адмирала Л. П. Гейдена и участвовал в Наваринском сражении 1827 (См. Наваринское сражение 1827). За отличие в сражении был произведён в контрадмиралы, а «Азов» впервые в истории русского флота был награжден георгиевским флагом. В 1828—29 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 начальник штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833 (См. Экспедиция русского флота в Босфор 1833), в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева. Талантливый военный организатор, Л. был сторонником создания сильного парового флота, но технико-экономическая отсталость России не позволила выполнить эту задачу. Л. воспитал плеяду талантливых флотоводцев и командиров (П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, Г. И. Бутаков и др.). Именем Л. названы атолл в группе островов Россиян в Тихом океане, мысы в Амурском лимане и в северной части о. Унимак, остров в Аральском море, бухта и порт в Японском море и др.


КОРНИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

КОРНИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Владимир Алексеевич Корнилов (1 (13) февраля 1806, имение Ивановское Старицкого уезда Тверской губернии, по другим сведениям город Иркутск – 5 (17) октября 1854, Севастополь, Малахов курган) – российский военный деятель, начальник штаба Черноморского флота (1850-1854), герой Крымской войны. Вице-адмирал (1852).

Владимир Алексеевич Корнилов появился на свет 1 февраля 1806 г. в родовом имении Ивановском Тверской губернии. Отец Владимира Корнилова был морским офицером, за службу на флоте получил чин капитан-командора, затем занимал губернаторские должности в сибирских краях, в конце жизни стал сенатором. Идя по стопам отца, Корнилов-младший в 1821 г. поступил в Морской кадетский корпус, через два года закончил его, став мичманом. Богато одаренный от природы, горячий и увлекающийся молодой человек тяготился береговой строевой службой в Гвардейском морском экипаже. Он не выдержал рутины плац-парадов и муштры конца царствования Александра 1 и был отчислен из флота «за недостаток бодрости для фронта». В 1827 г. по ходатайству отца ему разрешили вернуться во флот. Корнилов был назначен на только что построенный и пришедший из Архангельска корабль М.Лазарева «Азов», и с этого времени началась его настоящая морская служба.

В составе экипажа «Азова» мичман Корнилов принял участие в трудном переходе из Кронштадта в Средиземноморье. В один из дней плавания Лазарев выкинул через люк в море стопку французских романов, лежавших в каюте мичмана, взамен он принес ему книги по морскому делу и в дальнейшем опекал его, помогая становлению молодого офицера. В Средиземном море «Азов» вошел в состав объединенной русско-англо-французской эскадры, пришедшей на помощь восставшей Греции, и Корнилов стал участником знаменитого Наваринского сражения против турецко-египетского флота. В этом сражении (8 октября 1827 г.) экипаж «Азова», несшего флагманский флаг, проявил высшую доблесть и первым из кораблей русского флота заслужил кормовой Георгиевский флаг. Рядом с Корниловым сражались лейтенант Нахимов и гардемарин Истомин.

После завершения военных действий Корнилов вернулся служить на Балтику, но затем Лазарев, ставший начальником штаба Черноморского флота, вызвал запомнившегося ему доблестного офицера в Севастополь. В период Босфорской экспедиции 1833 г., когда Россия решила содействовать мирному урегулированию египетско-турецких отношений, лейтенант Корнилов выполнял поручение Лазарева по военно-географическому обследованию района Босфора и справился с ним отлично. По окончании экспедиции он был награжден орденом святого Владимира 4-й степени.

По возвращении в Севастополь Владимир Алексеевич был назначен командиром нового брига «Фемистокл», усердно занимался с экипажем, проявляя способности умелого организатора боевой подготовки и нравственной закалки моряков. Совершил с кораблем плавание в Константинополь и Пирей, заслужив следующий отзыв русского посла в Турции: «Бриг «Фемистокл» примерным попечением своего командира содержится в самом лучшем виде и смело может соперничать с иностранными военными судами». С 1837 г. Корнилов командовал корветом «Орест», затем 120-пушечным кораблем «Двенадцать апостолов», на которых совершенствовал свои умения в искусстве корабельного вождения, заслужил авторитет строгого, но справедливого в своих требованиях начальника, уважающего подчиненных. Постоянно занимался самообразованием, изучая отечественную и иностранную литературу по военно-морским вопросам.

В 1838 г. Корнилов в чине капитана 2-го ранга получил назначение начальником штаба при главном командире Черноморского флота Лазареве. Несмотря на относительную молодость Владимира Алексеевича, Лазарев выбрал на этот пост именно его и не ошибся в своем выборе. Корнилов стал его незаменимым помощником в деятельности по управлению черноморскими портами, развитию флота и обучению корабельного состава. Начальник штаба разработал штаты снабжения и вооружения судов Черноморского флота, принимал непосредственное участие в организации регулярных плаваний и учений эскадры. В 1840 г. Корнилов был произведен в капитаны 1-го ранга. Участвовал он и в боевых походах эскадры вдоль восточного побережья Черного моря, в занятии Туапсе и Псезуапе, высадке десантов в Субаши и Шахе, в других боевых делах, связанных с покорением Кавказа.

В 1846 г. Владимир Алексеевич был командирован в Англию для наблюдения за строительством паровых судов по заказу Черноморского флота, одновременно знакомился с состоянием британских морских сил и организацией управления ими. Вернувшись через два года в Россию и произведенный в контр-адмиралы, он состоял для особых поручений при Лазареве, в 1849 г. вернулся к должности начальника штаба Черноморского флота. Имея авторитет не только в Севастополе, но и в Петербурге, Корнилов в 1851 г. был зачислен в свиту его императорского величества с правом доклада как у начальника Главного морского штаба А.С.Меншикова, так и у самого Николая 1.

После смерти Лазарева (1851 г.) главным командиром Черноморского флота был назначен адмирал Верх, но все смотрели на это назначение как на временное и условное, имея в виду кандидатуру Корнилова. В 1852 г. Владимир Алексеевич был произведен в вице-адмиралы и получил звание генерал-адъютанта. Фактически вся власть в управлении Черноморским флотом и портами находилась в его руках. Ожидая дальнейшего обострения обстановки на южных рубежах России, Корнилов предпринимал энергичные меры по строительству новых судов в Николаеве, расширению доков и адмиралтейства в Севастополе, пополнению артиллерийских арсеналов. Но ему уже не хватало времени, чтобы укрепить крымские берега — слишком быстро развивались события. После неблагоприятного результата миссии Меншикова в Константинополь, в которой принимал участие и Корнилов, война России с англо-франко-турецкой коалицией стала совсем близкой.

20 октября 1853 г. Россия объявила о состоянии войны с Турцией. В тот же день адмирал Меншиков, назначенный главнокомандующим морскими и сухопутными силами в Крыму, послал Корнилова с отрядом кораблей на разведку противника с разрешением «брать и разрушать турецкие военные суда, где бы они не встретились». Дойдя до Босфорского пролива и не обнаружив противника, Корнилов направил два корабля для усиления эскадры Нахимова, крейсировавшей вдоль Анатолийского побережья, остальные отправил в Севастополь, сам же перешел на пароходофрегат «Владимир» и задержался у Босфора. На следующий день, 5 ноября, «Владимир» обнаружил вооруженный турецкий корабль «Перваз-Бахри» и вступил с ним в бой. Это был первый в истории военно-морского искусства бой паровых кораблей, и экипаж «Владимира» во главе с капитан-лейтенантом Г. Бутаковым одержал в нем убедительную победу. Турецкий корабль был захвачен в плен и на буксире приведен в Севастополь, где после ремонта вошел в состав Черноморского флота под названием «Корнилов».

Вскоре Владимир Алексеевич во главе отряда пароходофрегатов вновь направился в море: Меншиков послал его к эскадре Нахимова с указанием взять руководство ею на себя. Но к главным событиям Синопского сражения 18 ноября, в котором Нахимов разгромил турецкий флот, он опоздал (преследовал уходивший из Синопской бухты турецкий пароход «Таиф»), чему был даже рад, так как не хотел перехватывать победу у чтимого им флотоводца.

Синопское поражение турок ускорило вступление в войну Англии и Франции, и на плечи начальника штаба Черноморского флота через несколько месяцев легла тяжелая ноша — защита недостаточно подготовленного к обороне Севастополя. Малоудачные действия сухопутной армии Меншикова в борьбе с англо-французскими войсками, высадившимися на крымские берега, поставили Севастополь в критическое положение. Корнилов, возглавив оборону города, предпринимал срочные меры для его укрепления, в чем ему активно помогал военный инженер генерал Э.Тотлебен. Вскоре Черноморский флот оказался запертым в Севастопольской бухте англо-франко-турецкой эскадрой, превосходившей его по числу кораблей втрое, а по паровым судам в девять раз. На совете флагманов и командиров, решавшем судьбу Черноморского флота, Корнилов выступил за выход кораблей в море, чтобы сразиться, пусть и в последний раз, в бою с неприятелем. Однако большинством голосов членов совета (при молчании удрученного Нахимова) было принято решение затопить флот, исключая пароходофрегаты, в Севастопольской бухте и тем самым перекрыть прорыв противника к городу с моря. II сентября 1854 г. затопление парусного флота началось. Все орудия и личный состав утраченных кораблей начальник обороны города направлял на бастионы.

В преддверии осады Севастополя, Владимир Алексеевич, получивший указания от царя, сказал: «Пусть прежде поведают войскам слово Божье, а потом я передам им слово царское». И вокруг города был совершен крестный ход с хоругвями, иконами, песнопениями и молебнами. Лишь после этого прозвучал знаменитый корниловский призыв: «Позади нас море, впереди неприятель, помни: не верь отступлению!».

13 сентября город был объявлен на осадном положении, и Корнилов привлек к строительству укреплений население Севастополя. Были увеличены гарнизоны южной и северной сторон, откуда ожидались главные атаки неприятеля. 5 октября противник предпринял первую массированную бомбардировку города с суши и моря. В этот день при объезде оборонительных порядков Владимир Алексеевич был смертельно ранен в голову на Малаховом кургане. «Отстаивайте же Севастополь», — были его последние слова. Николай 1 в своем рескрипте на имя вдовы Корнилова писал: «Россия не забудет этих слов, и детям вашим переходит имя, почтенное в истории русского флота.»

После гибели Корнилова в его шкатулке нашли завещание, адресованное жене и детям. «Детям завещаю, – писал отец, –мальчикам – избрав один раз службу государю, не менять ее, а приложить все усилия сделать ее полезною обществу… Дочкам следовать во всем матери». Владимир Алексеевич был похоронен в склепе Морского собора святого Владимира рядом со своим учителем – адмиралом Лазаревым. Вскоре место подле них займут Нахимов и Истомин.


ИСТОМИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ИСТОМИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Владимир Иванович Истомин (9 (21) февраля 1810, село Ломовка Мокшанского уезда Пензенской губернии (ныне Лунинский район Пензенской области) – 7 (19) марта 1855, Севастополь) – контр-адмирал русского флота, герой Севастопольской обороны.

В 1827 году окончил Морской кадетский корпус. Большое влияние на формирование Истомина как морского офицера оказала служба на линейном корабле «Азов» под командованием М.П. Лазарева. Еще будучи гардемарином на этом корабле, Истомин отличился в Наваринском сражении 1827 года.

Во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов участвовал в блокаде Дарданелл. До 1832 года продолжал службу в русской Средиземноморской эскадре, затем – на Балтийском флоте. С 1836 года – на Черноморском флоте. Служил на линейном корабле «Варшава», командовал пароходом «Северная звезда», шхуной «Ласточка», корветом «Андромаха» и фрегатом «Кагул».

В 1850 назначен командиром линейного корабля «Париж», на котором участвовал в Синопском сражении 1853 года во время Крымской войны 1853-1856 годов. С началом обороны Севастополя возглавил один из важнейших участков оборонительной линии – 4-ю дистанцию, включавшую Малахов курган и прилегающие редуты.
При отражении вражеских штурмов города проявлял мужество и героизм, находился в самых опасных местах и личным примером воодушевлял солдат и матросов на выполнение воинского долга. Погиб в бою.

 
 
 
 


НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

Геннадий Иванович Невельской (23 ноября (5 декабря) 1813, Дракино, Костромской губернии – 17 (29) апреля 1876, Санкт-Петербург) – русский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин – остров.
23 ноября (5 декабря) 1813 г. родился мореплаватель и исследователь Дальнего Востока адмирал Геннадий Иванович Невельской.

Геннадий Иванович происходил из старинного костромского дворянского рода, а его отец, Иван Алексеевич, был морским офицером. Получив хорошее домашнее образование, юноша продолжил своё обучение в Морском кадетском корпусе, начальником которого в то время был знаменитый мореплаватель И. Ф. Крузенштерн.

После окончания корпуса в 1832 г. Невельской, произведённый в мичманы, в числе лучших учеников был прикомандирован слушателем в Офицерский класс — прообраз будущей Военно-Морской академии. В 1836 г., после успешной сдачи экзаменов, он получил чин лейтенанта и назначение офицером на корабль «Беллона», входивший в эскадру адмирала Ф. П. Литке. В последующие несколько лет Невельской служил на различных должностях на кораблях «Князь Варшавский», «Аврора» и «Ингерманланд», участвовал в нескольких дальних походах, а также являлся вахтенным офицером и фактическим наставником при великом князе Константине Николаевиче.

В 1846 г. Геннадий Иванович был произведён в капитан-лейтенанты и назначен командиром строящегося военного транспорта «Байкал». Спустя год было принято решение об отправке нового судна с грузом из Петербурга на Камчатку. Невельской решил воспользоваться этим случаем для реализации своей давней идеи по изучению устья реки Амур, которое долгое время считали непригодным для судоходства. Заручившись поддержкой вновь назначенного губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева и начальника главного морского штаба А. С. Меншикова, Невельской направил высочайшее прошение Николаю I о разрешении экспедиции.

Плавание, начавшееся в начале сентября 1848 г., завершилось спустя 8 месяцев в порту Петропавловска-Камчатского. Так и не получив высочайшего разрешения на свои исследования, Невельской решил действовать самостоятельно. В июне «Байкал» достиг северной оконечности Сахалина, и, обогнув его с запада, направился в Амурский лиман. Вскоре был обнаружен вход в лиман и найдено устье Амура, которое команда Невельского обследовала на несколько километров вверх по реке. Таким образом, экспедиция под командованием Геннадия Ивановича совершила значительное географическое открытие, доказав, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее, и подтвердила теорию Невельского о возможности судоходства на Амуре. Вскоре Невельской и Муравьёв получили высочайшие предписание о дальнейших действиях, которое прямо запрещало вновь спускаться к Амуру ввиду возможности обострения отношений с Китаем и Японией. Однако Геннадий Иванович на свой страх и риск нарушил столь жёсткие требования, и в августе 1850 г. им было основано военное поселение в устье Амура под названием Николаевский пост, впоследствии ставшее городом Николаевск-на–Амуре. Невельской распорядился поднять российский военный флаг и объявил о присоединении Амурского края к России. После возвращения Геннадия Ивановича в конце того же года в Санкт-Петербург, его действия были рассмотрены в Особом комитете, который счёл их дерзкими и самоуправными. Невельского было предложено разжаловать в матросы, однако Николай I, рассмотрев обстоятельства дела, наложил на решение комитета знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

В 1851 г. Невельской был вновь направлен на Дальний Восток с целью детального изучения и описания побережья Сахалина, Амурского и Уссурийского края. В последующие годы он, ввиду подорванного в дальних походах здоровья, не совершал морских плаваний и занимал различные посты в научных обществах, работал над систематизацией и анализом собранных в ходе экспедиций материалов, а также приступил к работе над книгой, описывающей ход освоения и изучения Амурского края. В 1874 г. ему было присвоено звание адмирала.

Геннадий Иванович Невельской скончался 17 (29) апреля 1876 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 62‑х лет.